Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
25.11.2022

Ответственность за продажу немаркированных изделий

Согласно ст.15.12 КоАП РФ, у продавцов будет конфискована продукция, плюс к этому выписан штраф:

  • на должностных лиц ИП в размере 5000 10 000 руб.;
  • на организации от 50 000 до 300 000 руб.

Также надо помнить, если в кассовом чеке не будет реквизита «Код товара», то по ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрены штрафы на ИП и должностных лиц 1500 3000 руб., а для юрлиц 5000 10 000 руб.

Узнать подробнее

Какие товары легпрома должны маркироваться?

ОКПД 2

ТН ВЭД ЕАЭС

Что входит в коды

14.11.10

4203 00 10 000

Одежда, включая рабочую, из натуральной или композиционной кожи

14.14.13

6106

Трикотажные блузки, блузы, блузоны машинной или ручной вязки для женщин и девочек

14.13.21

6201

Верхняя одежда, включая штормовки и лыжные куртки, для мужчин и мальчиков

14.13.31

6202

Верхняя одежда для женщин и девочек

13.92.12, 13.92.13, 13.92.14

6302

Постельное, столовое, кухонное, туалетное белье

Чтобы проверить, должны ли быть маркированы товары, которые поступили от поставщика, можно использовать один из трех способов:

  1. У продукции, которая подлежит обязательной сертификации, посмотреть коды в сертификатах соответствия.
  2. У импортных товаров обратить внимание на коды, указанные в таможенной декларации.
  3. Узнать детальное описание кода на сайте ЕЭК (Евразийской экономической комиссии).

Комплекты и наборы

Одна из особенностей группы товаров белье (коды 6302 по ТН ВЭД и 13.92.12 14 по ОКПД 2) в том, что маркировке подлежат не только отдельные позиции, но и комплекты с наборами. При этом между комплектами и наборами есть отличия.

Комплекты формируются производителем и в неизменном виде доходят до покупателя. Маркировка наносится на упаковку комплекта, например, с постельным бельем.

Набор же может сформировать как производитель, так и оптовый продавец или даже магазин. Допустим, на каком-то этапе перемещения товаров объединили салфетки и скатерти, полотенца разных размеров. Вся продукция, входящая в набор, должна быть промаркирована, плюс весь набор тоже нужно обеспечить двухмерным кодом DataMatrix.

Как проводить обязательную маркировку?

Средства идентификации (коды DataMatrix), которые наносят на товары, включают в себя коды идентификации и коды проверки.

Розничные магазины получают коды маркировки только в тех случаях, когда покупатели вернут товары, коды которых утеряны или повреждены, или бывшие в употреблении вещи сдадут в комиссионку.

В основном регистрировать продукцию в национальном каталоге нужно производителям и импортерам. Им, чтобы получить средство идентификации, товары надо сначала описать в подсистеме национального каталога маркированных товаров РФ предоставить сведения, перечисленные в п.24, 25 Постановления № 1956, всего 13 различных характеристик: от номера технического регламента до цвета.

Для комиссионных магазинов процедура формирования кодов упрощена: если какая-то информация о товаре неизвестна, например, товарный знак, страна производства, то можно указать причину «отсутствует, получено от физического лица».

О том, как правильно провести возврат товаров, написано ниже.

После описания товара ему будет присвоен код, который надо включить в заявку на получение средств идентификации в системе мониторинга у оператора. Кроме кода в заявке, должны быть такие сведения:

  • ИНН заявителя;
  • тип кода маркировки (единица, комплект, набор);
  • необходимое количество, например, если надо промаркировать партию курток из 100 штук, значит, нужны 100 кодов.

Полученные средства идентификации коды Data Matrix надо распечатать, используя специальное оборудование, и нанести на каждую товарную единицу, точнее, на ярлык, упаковку или этикетку.

Документальное оформление оборота маркированной продукции

Передача товаров от поставщиков (импортеры, производители, оптовики) к покупателям (оптовики, розница) оформляются электронными УПД (универсальными передаточными документами).

Работа с УПД ведется в системе ЭДО. Кроме платных сервисов, можно воспользоваться ЭДО Lite бесплатным электронным документооборотом, который находится в личном кабинете «Честного знака».

Когда обе стороны сделки: поставщик и покупатель подписывают УПД с помощью электронных подписей, ЭДО отправляет сведения о сделке в систему маркировки и там товары «передаются» получателю.

После подписания документа перечисленным товарам будет присвоен признак «Ожидает приемку», а сам документ появится у получателя во «Входящих». После того, как получатель примет товары, они перейдут к нему на баланс. А непринятые коды останутся на балансе отправителя.

Бесплатная консультация

Обязанности розничных продавцов при работе с маркированными товарами

В рознице чаще всего вещи выбывают из оборота их продают конечным потребителям или передают по договору организациям (ИП) для их нужд, не связанных с торговлей, например, халаты и полотенца в косметический салон.

Перед тем как продать товары, подтвердите УПД от поставщика и примите продукцию на баланс.

Правила приемки УПД

Сотрудники магазина при поступлении маркированных товаров должны найти в ЭДО УПД от поставщика, сверить данные с поставкой, а дальше возможны два варианта:

  1. Нет расхождений подписать документ электронной подписью.
  2. Есть расхождения получатель отправляет в систему маркировки уведомление о найденных при приемке несоответствиях между документами и товарами с перечнем принятых кодов. После чего поставщик должен создать корректировочный или исправительный УПД. Покупатель подписывает новый документ.

Если получатель сначала принял поставку, а потом нашел расхождения, поставщик также формирует корректировочные или исправительные документы.

Нужна консультация

Реализация маркированных товаров

При продаже вещи с маркировкой, продавец 2D-сканером считывает Data Matrix, информация с кода должна попасть в чек, проверка наличие «[М]» рядом с названием товара.

Также онлайн-касса отправляет сведения о проданном товаре ОФД (оператору фискальных данных). ОФД передает информацию в систему маркировки.

Если онлайн-кассы нет, например, магазин находится в труднодоступной местности, тогда всю информацию о проданных маркированных товарах нужно внести в систему через личный кабинет в течение 30 календарных дней со дня продажи.

Для списания товаров, которые по договору передаются организациям и ИП, нужно составить УПД, отправить покупателю. После того как документ будет подписан, продавец должен в личном кабинете системы маркировки внести такую информацию:

  • ИНН покупателя;
  • коды идентификации товаров, комплектов, наборов или транспортных упаковок;
  • способ вывода товара из оборота «оптовая продажа для использования товаров покупателем в целях, не связанных с их последующей реализацией»;
  • дата продажи;
  • цена вместе с НДС;
  • реквизиты УПД номер и дата.

Что делать при возврате товаров?

Если код маркировки сохранился, кассир обычным порядком формирует чек возврата и сканирует код с возвращенной вещи. Сведения попадают в систему маркировки, и товар автоматически возвращается на баланс магазина. Новый код получать не нужно.

Когда покупатель повредил или потерял код маркировки, продавец создает чек возврата. Но перед повторным выставлением товара в магазине, надо провести процедуру получения кода, при его заказе указать причину «Перемаркировка» и реквизиты чека возврата.

Особенности продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке, в интернет-магазинах

Способ списания маркированных вещей из системы маркировки и необходимость добавления кода в кассовый чек зависит от ситуации.

Оплата

Как покупатель получает товар

Списание маркированного товара из системы маркировки

Код товара в чеке

Оплата при получении

От курьера ─ сотрудника магазина или в пункте самовывоза, принадлежащего магазину.

На основании кассового чека, переданного покупателю при передаче товара.

Код должен быть добавлен в кассовый чек, который получит покупатель после оплаты товара

Предоплата на сайте

─ " ─

─ " ─

В чек на предоплату код товара добавлять не надо, так как товар в этот момент не отгружен.

При передаче товара курьер или работник пункта самовывоза сканирует DataMatrix, информация из него должна попасть в кассовый чек.

Оплата при получении

В транспортной (курьерской) компании или на почте

При передаче маркированного товара на доставку продавец отправляет в систему маркировки такие сведения:

  • свой ИНН;
  • причина вывода из оборота ─ «Дистанционный способ продажи товаров»;
  • коды идентификации;
  • стоимость.

Транспортная компания и почта при передаче товара и получении оплаты указывают код товара в чеке.

Предоплата на сайте

─ " ─

─ " ─

В чек на предоплату код не добавляется.

Компания ─ доставщик указывает код товара в чеке

Что нужно рознице для работы с маркированными товарами?

  1. Регистрация в системе «Честный знак».
  2. КЭП (квалифицированная электронная подпись).


 

С 1 января 2022 года юрлица и ИП могут получить КЭП только в удостоверяющих центрах ФНС России. Услуга бесплатная. За подробностями переходите в нашу статью.

  1. Подключение к системе ЭДО (электронного документооборота) для приемки и подтверждения УПД от поставщиков.
  2. Онлайн-касса для работы с маркированным товаром. Программа такой ККТ должна «понимать» информацию из DataMatrix, добавлять реквизит «Код товара» в чек и передавать данные в ОФД.

В 2021 году в России введены:

    • с 1 августа – новый формат фискальных документов ФФД 1.2,
    • с 6 августа – новая модель фискального накопителя ФН-1.1М.

ФФД 1.2. формирует тег для маркировки в чеке – 1163 «код товара».


 

Реестр ККТ, поддерживающей ФФД 1.2, и Реестр ФН размещены на официальном сайте ФНС.


 

Срок перехода на новый формат для продавцов маркированных товаров официально закончился 01.02.2022 года. Ясность в процесс перехода внесло письмо ФНС № АБ-4-20/1054@ от 31.01.2022 года.


 

Итак, что делать, если у вас уже есть онлайн-касса:

    • Касса куплена до 01.08.2021 года, установленный ФН не поддерживает ФФД 1.2 – продолжайте работать на старом накопителе до конца срока его действия. По окончании срока проверьте наличие кассы в Реестре ККТ. Если оборудование числится в нем, необходимо будет обновить ПО кассы, приобрести новый ФН-1.1М и перерегистрировать кассу с новым ФН в Налоговой. Если нет – кассу придется менять.
    • Касса приобретена до 01.02.2022, касса и ФН поддерживают ФФД 1.2 – необходимо перейти на новый формат не позднее 3-х месяцев с даты внесения кассы в Реестр ККТ.
    • Вы приобрели кассу 01.02.2022 или позже – работать на ФФД 1.2 нужно сразу.

Кассу не обязательно покупать. Для продажи товаров с маркировкой можно взять кассу напрокат.

  1. 2D-cканер штрихкода.


 

Обратите внимание, что существуют кассы со встроенным 2D-сканером.


 

Например, идеально для маркировки подходит касса Лайтбокс 5 PRO. Это новая прокачанная модель на рынке онлайн-касс. Вместо обычной камеры с функцией сканирования здесь встроен полноценный матричный имидж-сканер. Он в десятки раз быстрее считывает коды любой сложности (за 0,1 секунды), распознает потертые и изогнутые изображения, работает даже в полной темноте. В отличие от простой камеры сканер не имеет технических ограничений и улавливает коды на расстоянии до 30 см и под углом до 45°.

  1. Принтер для печати DataMatrix после перемаркировки возвращенных вещей с потерянными или поврежденными кодами маркировки.

Как упростить работу с маркированными товарами в рознице?

Владелец магазина или торговой сети, в которых продается продукция легпрома, сталкивается с такими трудностями:

  • Чтобы сотрудники магазина могли принимать УПД от поставщиков, им нужны компьютер и КЭП. А если торговых точек несколько, оборудовать надо каждую из них.
  • Когда приемкой занимаются разные работники, некоторые УПД бывают пропущены и не подтверждены.
  • Поставщик может прислать товары, коды маркировки которых не соответствуют документам. Если это сразу не выяснить, на магазине в системе маркировки будут числиться вещи, которых по факту нет, поэтому при списании появятся проблемы.

Избежать перечисленных трудностей помогают современные кассовые сервисы.

Например, касса Лайтбокс интегрирована с ЭДО и это помогает:

  1. Экономить на оснащении торговых точек для работы с УПД  необязательно покупать компьютеры и КЭП в магазины, так как сотрудники могут проверить документы от поставщиков на кассе и сделать отметку о проверке. Подписывать же отмеченные УПД будет, например, бухгалтер или товаровед, в личном кабинете кассового сервиса Лайтбокс на своем ПК.
  2. Усилить контроль за проверкой документов и товарооборотом  когда все УПД «стекаются» на подпись к одному ответственному, он сразу видит, где и что в магазинах пропустили.


 

Этот же работник в случае расхождений между поставкой и документами может обязывать поставщиков вносить исправления в УПД.


 

Если товар не был поставлен на баланс во время приемки УПД, касса не даст кассиру продать его и вас не оштрафуют.

  1. Проверять подлинность поставки  для этого сотрудники, принимающие товар, сканируют коды маркировки, а кассовый сервис проверяет, есть ли они в документах от поставщика. Сверять можно выборочно.
  2. Автоматически приходовать товары  все вещи, перечисленные в УПД, после его подтверждения попадают на баланс.
  3. Автоматически создавать карточки на новые товары и новых контрагентов.
  4. Избегать нарушений  сервис кассы Лайтбокс проверяет коды из УПД, указанные поставщиком, сверяет их с данными «Честного знака» и указывает на ошибку, если найдет ее.
  5. Принимать товар большими упаковками  нужно отсканировать только код большой упаковки, и касса поставит каждую единицу товара на баланс.
  6. Легко находить нужные документы  есть возможность сортировки УПД по поставщику, дате, статусу и другим признакам.
  7. Использовать одну КЭП для подписания всех УПД.
  8. Вести складской учет остатков и оприходовать товары по подразделениям.
  9. Контролировать продажи и неликвиды  собирать статистику продаж, формировать более 50 аналитических отчетов для бизнеса.

 

Поделиться:
Дата создания: 25.11.2022 10:21
Дата последнего изменения: 25.11.2022 10:21