Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

(в вопросах и ответах)

 

Вопрос: Просим разъяснить представление гражданскими служащими сведений в соответствии со статьей 202 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Например, гражданский служащий зарегистрирован в одной из социальных сетей (2019 год), в течение отчетного периода (2022 год) на данной странице новую общедоступную информацию он не размещал. Обязан ли гражданский служащий представить сведения о социальной сети (аккаунте), полный электронный адрес страницы сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой им в течение отчетного периода общедоступная информация не размещалась?

 

Ответ: Вопросы, связанные с представлением сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со статьей 202 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" или со статьей 151 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", не относятся к требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Вместе с тем информация, содержащаяся в указанных сведениях, может использоваться при проведении антикоррупционных проверок (пункт 30 обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. № 28-6/10/П-2479).

В случае, если служащим или гражданином в сети "Интернет" не размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, форма не заполняется. При этом рекомендуется представлять указанную форму с информацией о том, что в сети "Интернет" не размещалась общедоступная информация. При заполнении формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует руководствоваться Методическими рекомендациями по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Вопрос: Просим пояснить правомерность использования гражданскими служащими своих аккаунтов, размещенных в социальных сетях (Instagram и др.), запрещенных на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности, доступ к которым возможен только через виртуальную частную сеть (VPN).

 

Ответ: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит запрета на использование посредством виртуальной частной сети (VPN) социальных сетей, запрещенных на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21 марта 2022 г. (по делу № 02-2473/2022) запрещена деятельность американской Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов – социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности (размещение в открытом доступе нацисткой символики и атрибутики, пропаганда произведения "Моя борьба", пропаганда противоправных действий, видеоматериалы с оправданием деятельности приверженцев религиозного экстремизма, призывы к насилию в отношении граждан РФ, неоднократное игнорирование и неисполнение требований Роскомнадзора).

Учитывая технические особенности функционирования принадлежащего компании Meta мессенджера WhatsApp, ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации ограничительные меры в отношении данного программного продукта не принимались.

Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Meta физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Таким образом, с учетом позиции суда, граждане и юридические лица на сегодняшний день вправе в дальнейшем продолжать использовать принадлежащие им аккаунты в социальных сетях Facebook и Instagram, в том числе размещать в них посты и комментарии, содержание которых не подпадает под признаки экстремистской деятельности.

Стоит учитывать, что согласно информации Роскомнадзора использование сервисов обхода блокировок приводит к сохранению доступа к запрещенной информации и ресурсам, создает условия для незаконной деятельности, в том числе связанной с распространением наркотиков, экстремизма и т.д.

 

Вопрос: Каковы сроки и порядок подключения внешних пользователей (государственные органы Краснодарского края) к государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон"?

 

Ответ: Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – Положение о системе "Посейдон").

Согласно пункту 17 Положения о системе "Посейдон" внешними пользователями государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее – система "Посейдон") могут быть федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банк России, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, государственные внебюджетные фонды, иные организации и лица, определяемые координатором системы "Посейдон".

Организационные основы подключения внешних пользователей
к системе "Посейдон" и доступа к содержащейся в ней информации утверждены распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 562 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".

Внешние пользователи системы "Посейдон" при работе с ней обязаны обеспечивать информационную безопасность и защиту информации, содержащейся в системе "Посейдон", от несанкционированного доступа в соответствии с эксплуатационной и технической документацией по защите информации в системе "Посейдон" (пункт 18 Положения о системе "Посейдон") и основываться на исключении возможности использования информации, предоставляемой для включения в систему "Посейдон", в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации и соглашениями об информационном взаимодействии.

Решение о подключении к системе "Посейдон" внешних пользователей принимает Руководитель Администрации Президента Российской Федерации или начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, который докладывает об этом Руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

Согласно Методическим рекомендациям по вопросам использования государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон", учитывая вычислительные и коммуникационные возможности системы, органам и организациям целесообразно инициировать подключение центральных аппаратов федеральных государственных органов, органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", центральных аппаратов Банка России, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов и иных подобных органов и организаций.

В настоящее время управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края осуществлены мероприятия технического, нормативно-правового и иного характера и направлена соответствующая заявка на подключение к системе "Посейдон".

 

Вопрос: Просим разъяснить алгоритмы предоставления или получения информации из системы "Посейдон" органами местного самоуправления?

 

Ответ: Организационные основы информационного взаимодействия государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" с поставщиками информации утверждены распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 августа 2022 г. № 562 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".

Органы местного самоуправления не поименованы среди внешних пользователей системы "Посейдон".

Запросы в рамках проведения проверки соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, направляются в систему "Посейдон" внешними пользователями при наличии оснований и полномочий по направлению указанных запросов (информация о таких основаниях и полномочиях прилагается к запросам).

Механизм получения органами местного самоуправления информации из системы "Посейдон" возможен в рамках постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 апреля 2020 г. № 225 "Об утверждении Порядка представления главе администрации (губернатору) Краснодарского края документов для направления запросов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 30 декабря 2013 г.
№ 2875-КЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей", и их рассмотрения" (далее – Постановление № 225).

Так, согласно пункту 3 приложения к Постановлению № 225 глава муниципального образования Краснодарского края обращается с соответствующим ходатайством о направлении (в том числе с использованием системы "Посейдон") запроса (запросов) к Губернатору Краснодарского края (далее – ходатайство) с приложением проекта соответствующего (соответствующих) запроса (запросов) и заверенной в установленном порядке копии решения представителя нанимателя (работодателя) о проведении проверки в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2875-КЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей".

В целях рассмотрения проекта запроса и оценки его обоснованности соответствующие документы передаются в управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края.

В случае если проект запроса соответствует требованиям, управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края не позднее десяти рабочих дней со дня поступления ходатайства обеспечивает подготовку запроса и направляет его для подписания Губернатору Краснодарского края или специально уполномоченным должностным лицам.

 

Вопрос: Каким образом определить процедуру осуществления контроля за исполнением подведомственными учреждениями требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а именно принятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных учреждений?

 

Ответ: Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Краснодарского края и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Краснодарского края, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений является функцией управления контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края (п. 3.52 Положения об управлении контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 февраля 2017 г. № 117).

Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Краснодарского края и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2019 г. № 10.

Вместе с тем пунктом 2.15 Плана противодействия коррупции в Краснодарском крае, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 г. № 789-р, предусмотрено, что органы исполнительной власти Краснодарского края осуществляют мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных унитарных предприятиях Краснодарского края, государственных учреждениях Краснодарского края, координацию и регулирование деятельности которых в соответствии с установленной ведомственной (отраслевой) принадлежностью осуществляют исполнительные органы государственной власти Краснодарского края.

Учитывая изложенное, органы исполнительной власти Краснодарского края вправе осуществлять мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в подведомственных организациях (далее – мониторинг).

Частью 1 статьи 133 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 указанной статьи.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных актов. Необходимо обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.

Исходя их положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

В случае выявления в ходе мониторинга ситуации конфликта интересов в деятельности руководителя организации, возможно применение в отношении такого руководителя дисциплинарного взыскания в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Также в соответствии со статьей 3531 Трудового кодекса Российской Федерации Законом Краснодарского края от 11 декабря 2018 г. № 3905-КЗ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Краснодарском крае" устанавливается порядок и условия осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных исполнительным органам Краснодарского края и органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.

Таким образом, орган исполнительной власти Краснодарского края может выявить обстоятельства, свидетельствующие о нарушениях антикоррупционного законодательства руководителями подведомственных организаций в рамках ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, орган исполнительной власти Краснодарского края вправе:

осуществлять мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в подведомственных организациях;

ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

представить в адрес управления контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края информацию о нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организации для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в государственных учреждениях Краснодарского края и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений, установленным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2019 г. № 10.

 

Вопрос: Применение дисциплинарного взыскания к государственному служащему, который не указал нулевой счет в банке, открытый несколько лет назад и на котором не было движения денежных средств в течение нескольких лет.

 

Ответ: Согласно пункту 37 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год) в случае выявления служащим (работником), что в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за предыдущие декларационные кампании не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, такому служащему (работнику) рекомендуется к представляемой в 2023 году справке приложить соответствующие письменные пояснения (например, ситуации, связанные с выявлением счета в кредитной организации, открытого в 2021 году, но не отраженного в справке, представленной в рамках декларационной кампании 2022 года).

Необходимость проведения проверочных мероприятиях или применения упрощенного порядка привлечения к ответственности по вышеуказанным фактам обусловлена комплексной целесообразностью (наличие коррупционных рисков, наличие умысла и другие данные).

В случае если не указаны сведения о банковских счетах, вкладах суммарный остаток денежных средств на которых составляет не более 10% от дохода служащего за последний год и не превышает 50 000 руб., при этом движение денежных средств по счетам в отчетном периоде служащим или членами его семьи не осуществлялось, данная ситуация расценивается как несущественный проступок и при отсутствии отягчающих обстоятельств взыскание не применяется (п. 16, п. 9 приложения 4 обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. № 28-6/10/П-2479).

 

Вопрос: Определение единого подхода к организации работы органов исполнительной власти Краснодарского края по следующим направлениям:

оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;

внесение уточнений в перечни должностей государственной гражданской службы органов исполнительной власти Краснодарского края, замещение которых связано с коррупционными рисками;

мониторинг исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти Краснодарского края, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

 

Ответ: Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (разработаны Минтрудом России, письмо от 25 декабря 2014 г. № 18-0/10/В-8980) (далее – Методические рекомендации), нацелены на обеспечение единого подхода к организации работы по оценке коррупционных рисков.

Одним из результатов применения Методических рекомендаций будет определение перечня коррупционно-опасных функций органа исполнительной власти (пример – перечень коррупционно-опасных функций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - https://mintrud.gov.ru/docs/1398).

Определение коррупционно-опасных функций осуществляется путем анализа правового положения, цели деятельности и функций органов исполнительной власти Краснодарского края. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено:

- осуществление функций по контролю и надзору;

- управление государственным имуществом;

- оказание государственных услуг, а также разрешительных, регистрационных функций;

- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

- подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

- подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;

- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях,

- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

- представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации;

- регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим.

Рекомендация определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей прямо предусмотрена пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Обращаем внимание, что соответствующий перечень формируется на основании оценки коррупционных рисков. Формирование соответствующего перечня должно быть целесообразным и обоснованным с точки зрения возможных коррупционных рисков.

В целях исключения ситуаций:

а) невключения в перечни должностей, исполнение обязанностей по которым связано с коррупционными рисками (неполный перечень),

б) включения в перечни должностей, исполнение обязанностей по которым не связано с коррупционными рисками (избыточный перечень),

необходимо исходить из обоснованности включения должностей в перечень, исходя из реальных коррупционных рисков.

Следует отметить, что институт декларирования доходов является одним из инструментов системы профилактики коррупционных правонарушений и должен быть использован соразмерно имеющимся коррупционным рискам. Более того, антикоррупционное декларирование затрагивает конституционные права и свободы гражданина (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право частной собственности, налоговая тайна, банковская тайна и иная охраняемая законом тайна). С учетом изложенного необходимо взвешенное использование данного инструмента.

Таким образом, возложение на должностных лиц обязанности, установленной в целях противодействия коррупции в части представления сведений о доходах, должно быть обосновано осуществлением ими властно-распорядительных, управленческих и иных функций, связанных с высокими коррупционными рисками (письмо Минтруда РФ от 21 мая 2020 г.
№ 18-2/10/В-3888).

При этом должностным лицам, участвующие в формировании перечней, целесообразно комплексно подходить к оценке коррупционных рисков (проводить анализ положений об органах государственной власти, структурных подразделений, актуализировать должностные регламенты и иное) и при необходимости иметь возможность обосновать включение/невключение соответствующей должности в перечень.

Вышеописанный подход к реализации полномочий по формированию перечней видится наиболее взвешенным и обоснованным.

Основаниями для внесения изменений в перечни должностей являются:

изменение структуры и (или) штатного расписания;

изменения законодательства Российской Федерации и (или) Краснодарского края, предусматривающие возложение на структурные подразделения новых или перераспределение реализуемых функций;

результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей;

результаты мониторинга коррупционных рисков в Краснодарском крае.

 

Вопрос: Оценка доводов при рассмотрении заявления служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Какие меры должен предпринять муниципальный служащий в случае, если он не имеет возможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, с которой проживает совместно (отказывается сообщить эти сведения)?

 

Ответ:

При невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения) своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить соответствующее сведения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов соответствующего органа местного самоуправления.

Заявление при наличии длящихся обстоятельств подается ежегодно. При этом подача рассматриваемого заявления не предполагает необходимость представления имеющихся в распоряжении служащего (работника) сведений (частичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Невозможность по объективным причинам представить сведения достаточно вариативна. Законодательством Российской Федерации перечень уважительных и объективных причин не установлен.

Причину непредставления служащим сведений о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались ли меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, получению таких сведений от супруги (супруга) и в отношении несовершеннолетних детей, запрашивалась доступная лицу информация из регистрирующих органов).

К ситуациям, когда отсутствует возможность представить сведения о супруге, относятся, например, случаи, когда супруга (супруг) находится в длительной командировке или в местах отбывания наказания или супруги не проживают совместно. Кроме того, супруга (супруг) может также отказаться по субъективным причинам представить соответствующие сведения. Брачный договор не является уважительной и объективной причиной. Заявление о невозможности рекомендуется подкреплять подтверждающими документами, общие фразы "не общаемся", "не поддерживаем контакт" должны оцениваться критически.

При получении заявления о невозможности представить сведения необходимо дать объективную оценку разумной достаточности мер, принятых служащим для получения сведений супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также результатов, которые были получены.

При принятии решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов следует исходить из оценки всей совокупности имеющихся сведений, содержащихся в заявлении, в том числе пояснений в отношении мер, предпринятых им в целях получения необходимых сведений, иных материалов, свидетельствующих о невозможности представить указанные сведения.

В соответствующих ситуациях полагаем возможным руководствоваться письмом Минтруда России от 18 июля 2013 г. № 18-2/10/2-4038, Обзором проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, Методическими рекомендациями по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах" (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13 апреля 2011 г. № 24).

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 2023 года планируется представить Обзор практики невозможности представить сведения о доходах в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

Вопрос: Полномочия муниципальных образований в регулировании вопросов невозможности представления сведений отдельными категориями лиц?

 

Ответ: В Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год) предусмотрено, что вопросы подачи руководителем муниципального учреждения заявления о невозможности представить сведения в отношении супруги (супруга) или несовершеннолетних детей регулируются муниципальным правовым актом.

Также в вопросах регулирования невозможности представления сведений отдельными категориями лиц целесообразно руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".

 

Вопрос: Каковы особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц в связи с проведением специальной военной операции?

 

Ответ: Особенности исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции установлены Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968.

 

Вопрос: В случае если супруг муниципального служащего является мобилизованным, каким образом в декларационную компанию 2023 года сдать за него сведения, а именно остатки на счетах в банках и иных кредитных организациях и сведения о доходах?

 

Ответ: В период проведения специальной военной операции и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов), не представляют такие сведения, в случае если их супруги призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (подпункт "е" части 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968).

 

Вопрос: В соответствии с подпунктом "е" части 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" граждане Российской Федерации, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов), не представляют такие сведения, в определенных данным пунктом случаях.

Какие подтверждающие документы должен предоставить муниципальный служащий в отношении супруга, чтобы подтвердить данный факт либо устная информация является достаточной?

 

Ответ: Особенности исполнения обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) разъясняются пунктом 27 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год).

Так, согласно пункту 27 Методических рекомендаций лица, обязанные представлять сведения в отношении своих супруг (супругов), не представляют такие сведения, если:

1) их супруги являются военнослужащими, сотрудниками и лицами и принимают (принимали) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют (выполняли) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины;

2) их супруги направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и выполняют такие задачи;

3) их супруги призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;

4) их супруги оказывают на основании заключенного ими контракта добровольное содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

В этом случае такими лицами могут быть представлены документы, подтверждающие обозначенный статус их супруг (супругов). Такими документами могут быть: решение представителя нанимателя о направлении в служебную командировку, проездные документы (билеты), документы, подтверждающие расходы по бронированию и найму жилого помещения, повестка о призыве на военную службу по мобилизации, контракты о прохождении военной службы либо контракты о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации и иные документы.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации планируется направить дополнительные разъяснения по особенностям исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции.

 

Вопрос: Особенности владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, а также касающиеся цифровых финансовых инструментов.

 

Ответ: Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (абзац второй пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"). В этой связи необходимо отметить следующее:

при владении инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, в случае наличия в общем имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд, активов, право собственности на которые может повлечь или влечет возникновение конфликта интересов, обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление считается исполненной в связи с присоединением к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом с управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление данным фондом;

в случае наличия в общем имуществе рассматриваемого фонда иностранных финансовых инструментов, лицами, указанным в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее – Федеральный закон
№ 79-ФЗ), владеющими инвестиционным паем такого фонда, будет нарушаться запрет, предусмотренный Федеральным законом № 79-ФЗ.

Касаемо возможности приобретения цифровых финансовых активов и цифровой валюты и владения ими отдельными категориями лиц сообщаем следующее.

Пунктом 7 части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ к иностранным финансовым инструментам отнесены цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Таким образом, для лиц, поименованных в части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, устанавливается запрет на владение и пользование цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом.

Данные положения, а также иные особенности владения ценными бумагами и цифровыми финансовыми активами содержатся в письмах Минтруда России от 22 сентября 2022 г. № 28-7/10/В-12862 (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21), от 16 декабря 2020 г. № 18-2/10/В-12085.

 

Вопрос: Рекомендации по созданию подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в муниципальном образовании.

 

Ответ: Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей.

Когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным функции по предупреждению коррупции могут распределяться между или быть полностью возложены на сотрудников одного из следующих структурных подразделений: подразделение внутреннего контроля и безопасности, юридической службы, кадрового подразделения, подразделение внутреннего аудита и др.

При разработке положения о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, организации могут руководствоваться Примерным положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, размещенным на официальном сайте Минтруда России и доступным по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1.

 

Вопрос: В случае если муниципальный служащий владеет ценными бумагами (долями участия, паями инвестиционных фондов резидентов Тинькофф), согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязан ли он в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи инвестиционных фондов резидентов Тинькофф) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством?

 

Ответ: В случае отсутствия возможности возникновения конфликта интересов передавать соответствующие ценные бумаги в доверительное управление не требуется.

Различные аспекты приобретения ценных бумаг отражены в письме Минтруда России от 22 сентября 2022 г. № 28-7/10/В-12862 https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/21.

 

Вопрос: Обязаны ли органы местного самоуправления сообщать о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя по последнему месту службы данного лица?

 

Ответ: Согласно пункту 5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Постановление № 46) обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы.

Постановлением № 46 отмечено, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий.

 

Вопрос: Как правильно отражать денежные средства, поступившие на счет пластиковой карты несовершеннолетнего ребенка от третьих лиц (за исключением родителей)? Надо отражать их в разделе 1 "Сведения о доходах" в подразделе "Иные доходы" и в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях"?

 

Ответ: В целях правильного отражения денежных средств, поступивших на счет, необходимо установить природу денежных поступлений.

Так, денежные средства, полученные от родственников (за исключением супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, кроме случая невозможности по объективным причинам представить сведения на супругу (супруга) и (или) несовершеннолетних детей) и третьих лиц на невозвратной основе, подлежат отражению в подразделе "Иные доходы" (пп. 34 п. 73 Методических рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год).

 При этом с учетом целей антикоррупционного законодательства в подразделе "Иные доходы" не указываются сведения о денежных средствах, касающихся возмещения расходов, понесенных служащим (работником), его супругой (супругом), несовершеннолетним ребенком (п. 77 Методических рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год). То есть не указывается возврат денежных средств за оплаченные за третьих лиц товары, работы и услуги, если факт такой оплаты может быть подтвержден (например, покупка товаров в пользу родителей, участие в родительском комитете и т.д.).

Для заполнения раздела 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" целесообразно обращаться в банк или соответствующую кредитную организацию в рамках Указания Банка России от 27 мая 2021 г. № 5798-У.

Также информация о наличии банковских счетов, открытых с 1 июля 2014 г., может быть получена в ФНС России. Информацией о ранее открытых счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Порядок обращения за данными сведениями изложен на официальном сайте ФНС России по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/accounting/bank_account/.

 

Вопрос: Отражаются ли в сведениях о доходах муниципального служащего карта Ozon? Считается ли доходом баллы, начисленные по Ozon-карте?

 

Ответ: По общему правилу Ozon-карта не предполагает открытие банковского счета. Вместе с тем Ozon-карта также может предусматривать открытие банковского счета. Необходимо обращаться за получением соответствующей информации в рамках Указаний Банка России от 27 мая
2021 г. № 5798-У в ООО "Еком Банк".

Также в сведениях о доходах не указываются сведения о денежных средствах, полученных в качестве бонусных баллов, бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств ("кешбэк сервис") и др.

 

Вопрос: Есть ли конкретный срок проведения процедуры применения взысканий в упрощенном порядке в отношении муниципальных служащих?

 

Ответ: Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не установлен особый срок проведения процедуры применения взысканий в упрощенном порядке.

При этом целесообразно руководствоваться общими подходами к применению взысканий за совершение коррупционных правонарушений, установленными частью 6 статьи 271 Федеральный закон от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а именно их применение не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.

Также алгоритм применения взысканий в упрощенном порядке отражен в приложении 1 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0) (письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г.
№ 28-6/10/П-2479).

 

Вопрос: В соответствии с порядком ведения личного дела муниципального служащего к личному делу приобщается справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных муниципальным служащим. Если проверка не проводилась, нужно приобщать к личному делу доклад об анализе представленных сведений?

 

Ответ: В соответствии со статьей 30 Федерального закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего.

Согласно части 4 статьи 42 Федерального закон от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждается Президентом Российской Федерации.

Соответствующее Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" (далее – Положение).

Пунктом 16 Положения установлен перечень документов, приобщаемых к личному делу. Приобщение к личному делу доклада об анализе представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующим пунктом не установлена, соответственно необходимость его приобщения к личному делу отсутствует.

 

Вопрос: Каков порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе?

 

Ответ: Нормами Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 42 статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
"О противодействии коррупции". Упрощается порядок декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе.

Аналогичные изменения внесены в Закон Краснодарского края от 25 июля 2017 г. № 3655-КЗ "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей".

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе:

а) представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.

б) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ
"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (форма установлена Закон Краснодарского края от 25 июля 2017 г. № 3655-КЗ). Изменения, предусматривающие упрощенный порядок декларирования, вступают в силу с 1 марта 2023 г.

 

Вопрос: Имеет ли право кадровое подразделение передавать в прокуратуру и иные силовые структуры персональную информацию о членах семьи муниципальных служащих, если эти сведения имеются в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но эти лица согласия на обработку персональных данных и передачу этих сведений третьим лицам не давали?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона
от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Также необходимо руководствоваться Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными федеральными законами.

 

Вопрос: Указывается ли в доход суммы, перечисленные Министерством обороны Российской Федерации кредитному учреждению в рамках погашения ежемесячного платежа военнослужащего? Если указывается, какими документами можно подтвердить полученную сумму?

Ответ: Согласно пункту 7 пункта 73 Методических рекомендаций денежные средства, полученные участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, отражаются в строке "Иные доходы" Раздела 1 "Сведения о доходах" соответствующей формы справки.

Согласно пункту 46 Методических рекомендаций к справке могут быть приложены любые документы, в том числе пояснения служащего (работника), указанное является правом служащего (работника).

В указанном случае в качестве подтверждающих материалов могут быть использованы применимые документы, а именно ипотечный договор, иные договоры с кредитным учреждением.

 

Вопрос: При рассмотрении на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов возникает сложность по установлению фактов нарушения муниципальным служащим требований Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих.

Какой механизм использовать для определения доказательной базы по установлению фактов нарушений служащим требований Кодекса?

 

Ответ: Функционал комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в части проведения бесед, получения письменных пояснений и направлении запросов определен соответствующими положениями или порядками, утвержденными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют:

непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов,

определяемые председателем комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос,

другие государственные служащие, замещающие должности государственной службы в государственном органе,

специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией

Участие указанных лиц может способствовать формированию взвешенной оценки имеющихся материалов в совокупности с иными установленными данными. Объективности в оценке информации также способствует многосубъектный состав комиссии и обязанность членов комиссии при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса.

Также полагаем возможным руководствоваться судебной практикой в данном вопросе (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 05 марта 2019 г. по делу № 33-291/2019, Апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 10 октября 2016 г. по делу № 33-3291/2016 и иные применимые акты).

 

Вопрос: Ряд муниципальных служащих являются членами избирательных комиссий на постоянной основе. Необходимо ли муниципальному служащему отражать на титульном листе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с учётом подпункта 5 пункта 51 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчётный 2022 год) второе место работы, в частности участие в работе территориальной избирательной комиссии, если данная работа осуществляется в течение года с различной периодичностью без заключения соответствующих трудовых или гражданско-правовых договоров?

 

Ответ: Необходимость в отражении соответствующих данных на титульном разделе справки не усматривается ввиду того, что участие в работе территориальной избирательной комиссии оценивается в большей степени как занятие иной оплачиваемой деятельностью и в меньшей степени обладает признаками трудовой деятельности.

 

Вопрос: На основании каких документов, баз данных или информации различных организаций проверить достоверность и полноту сведений, представляемых муниципальным служащим, относительно цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права?

 

Ответ: Подраздел 2.4 "Цифровые финансовые активы и цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права" содержится в единой форме представления сведений о наличии счетов и иной информации, установленной приложением 1 к Указаниям Банка России
от 27 мая 2021 г. № 5798-У.

Соответственно достоверная информация о наличии соответствующих активов может быть получена путем запроса справки по форме, установленной Указаниями Банка России от 27 мая 2021 г. № 5798-У.

Реестр российских операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, размещен на официальном сайте Банка России по ссылке: https://cbr.ru/vfs/registers/infr/list_OIS.xlsx.

Реестр операторов инвестиционных платформ размещен на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/vfs/registers/infr/list_invest_platform_op.xlsx.

Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими, в том числе цифровых активов, проводится в порядке, определенном Законом Краснодарского края от 30 декабря 2013 г.
№ 2875-КЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей".

 

Вопрос: Будет ли являться основанием для инициирования проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера письменные пояснения муниципального служащего, представленные в силу пункта 37 Методических рекомендаций?

 

Ответ: Согласно названному пункту Методических рекомендаций в случае выявления служащим (работником), что в сведениях за предыдущие декларационные кампании не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, такому служащему (работнику) рекомендуется к представляемой в 2023 году справке приложить соответствующие письменные пояснения (например, ситуации, связанные с выявлением счета в кредитной организации, открытого в 2021 году, но не отраженного в справке, представленной в рамках декларационной кампании 2022 года).

Необходимость проведения проверочных мероприятиях или применения упрощенного порядка привлечения к ответственности по вышеуказанным фактам обусловлена комплексной целесообразностью (наличие коррупционных рисков, наличие умысла и другие данные).

В случае, если не указаны сведения о банковских счетах, вкладах суммарный остаток денежных средств на которых составляет не более 10% от дохода служащего за последний год и не превышает 50 000 руб., при этом движение денежных средств по счетам в отчетном периоде служащим или членами его семьи не осуществлялось, данная ситуация расценивается как несущественный проступок и при отсутствии отягчающих обстоятельств взыскание не применяется (п. 16, п. 9 приложения 4 обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. № 28-6/10/П-2479).

 

Вопрос: Возникают вопросы урегулирования конфликта интересов при предоставлении муниципальных услуг.

Так, родственники руководителя структурного подразделения, предоставляющего муниципальную услугу, обратились за ее получением.

Руководитель структурного подразделения уведомил комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов о возможном возникновении конфликта интересов при предоставлении муниципальной услуги и в качестве меры предотвращения возможного возникновения конфликта интересов предложено снять с него полномочия предоставления муниципальной услуги его родственникам.

Функции руководителя структурного подразделения в части предоставления муниципальной услуги переходят к его подчиненным сотрудникам, что не исключает возможность использования служебного положения руководителя подразделения при предоставлении его родственникам этой услуги. Какие дополнительные меры в данном случае целесообразно принять?

 

Ответ: Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен статьей 11 Федерального закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
"О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В указанном случае целесообразно обеспечить подчинение должностных лиц, оказывающих муниципальную услугу вышестоящему руководителю, минуя руководителя структурного подразделения.

Более подробно ознакомиться с обстоятельствами, характеризующими ситуацию в качестве конфликта интересов, можно в Методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, которые размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" (далее – сайт Минтруда России) по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.

С примерами конфликта интересов и принимаемыми мерами по их предотвращению можно ознакомиться в обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов, которые также размещены и доступны для скачивания на сайте Минтруда России по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.

Так, в Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов
№ 4 ситуация 1 рассмотрен близкий по своей сути случай.

 

Вопрос: Какое указывается местонахождения (адрес) недвижимого имущества служащего, если согласно правоустанавливающим документам имущество находится в ЛНР? Указывать Россия?

 

Ответ: Учитывая положения Федерального конституционного закона
от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики", в качестве адреса местонахождения недвижимого имущества необходимо указывать Российскую Федерацию.

 

Вопрос: Можно ли принять на муниципальную службу человека, который 7 лет назад был осужден на 4 года условно по п. "б" ч. 4 ст. 162 УК РФ "Разбой в особо крупном размере"?

 

Ответ: Исчерпывающий перечень оснований, препятствующих гражданину быть принятым на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на такой службе, установлен частью 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", в том числе случай осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по вступившему в законную силу приговору суда.

С учетом изложенного гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае наличия вступившего в законную силу приговора суда, согласно которому он признан виновным в совершении преступления, ему назначено наказание с лишением права занимать должности муниципальной службы (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 9-КАД22-2-К1).

 

Вопрос: В отдел кадров приходит представление прокуратуры на увольнение муниципального служащего по утрате доверия, на следующий день от этого муниципального служащего поступает заявление об увольнении по собственному желанию. Как правомерно уволить сотрудника?

 

Ответ: Правоприменительная практика свидетельствует, что уполномоченное должностное лицо вправе применить в установленном порядке к служащему взыскание и в том случае, когда служащим подано заявление о расторжении служебного контракта (трудового договора) по собственной инициативе, но служебные отношения еще не прекращены.

Таким образом, применение взысканий возможно вплоть до прекращения правоотношений. С прекращением правоотношений уполномоченное должностное лицо утрачивает право на привлечение к ответственности служащего, даже при условии, что в последующем будет заключен новый служебный контракт (трудовой договор).

При увольнении в связи с утратой доверия необходимо учитывать соответствующий порядок и сроки проведения проверки соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

 

Вопрос: Муниципальный служащий является начальником управления, имеет ли он право к себе в управление трудоустроить двоюродного брата или сестру?

 

Ответ: В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Под личной заинтересованностью согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, обязанным принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Возможность получения дохода двоюродным братом или сестрой должностного лица в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

Пример аналогичной ситуации рассмотрен в Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 3 (ситуация 1), подготовленным Минтрудом России и доступным по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.

Так, в департаменте федерального государственного органа муж сестры супруги директора департамента замещал должность начальника отдела.

В соответствии с должностными полномочиями директор департамента планирует работу департамента, дает поручения и распределяет задачи между сотрудниками департамента, в пределах имеющегося фонда оплаты труда определяет конкретный размер премий служащих департамента, инициирует проведение служебных проверок.

Принятие директором департамента решений об установлении размера премии, выплачиваемой мужу сестры супруги, напрямую влияет на возможность получения дохода в виде денег лицом, состоящим с директором департамента в отношениях свойства (сестрой супруги) в связи с тем, что в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, к которой, в частности, относятся доходы каждого из них от трудовой деятельности.

Возможность получения указанного дохода сестрой супруги должностного лица в качестве общего семейного дохода в результате осуществления этим должностным лицом своих полномочий в отношении ее мужа образует личную заинтересованность этого должностного лица.

Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения этим должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов.

В ходе проведенной проверки обоснованности решений, принятых директором департамента в отношении мужа сестры супруги, было установлено, что указанное лицо добросовестно исполняло свои обязанности, величина выплачиваемых данному лицу премий не превышала среднего уровня по подразделению. Фактов нарушения мужем сестры супруги служебной дисциплины не выявлено.

Уведомление о личной заинтересованности директором департамента направлено не было.

Иных нарушений антикоррупционного законодательства в предыдущие периоды в деятельности директора департамента установлено не было. Дисциплинарных взысканий данное лицо не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.

Комиссией приняты решения:

установить, что директор департамента не исполнил обязанность
по направлению уведомления о возникновении личной заинтересованности и не принял иных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

учитывая, что в ходе проведенной проверки фактов необоснованного начисления премии, а также злоупотреблений при определении размера премий, выплачиваемых мужу сестры супруги директора департамента, выявлено не было, рекомендовать руководителю государственного органа применить к директору департамента меру ответственности в виде выговора;

указать на недопустимость исполнения служебных обязанностей (осуществления полномочий) в условиях конфликта интересов.

Решение представителя нанимателя:

к директору департамента применена мера ответственности в виде выговора;

муж сестры супруги директора департамента по собственному желанию переведен в другое структурное подразделение государственного органа.

 

Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки
в 2023 году (за отчетный 2022 год)

 

В течение последних лет является устоявшейся практика подготовки Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно обновляемых Методических рекомендаций по вопросам представления сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
и заполнения соответствующей формы справки (далее – Методические рекомендации, сведения соответственно), размещения их на официальном сайте Минтруда России.

Методические рекомендации для применения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год) подготовлены Министерством
при участии Администрации Президента Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации
и иных заинтересованных федеральных государственных органов.

В ходе использования в работе указанных Методических рекомендаций предлагаем обратить внимание на следующее.

  1. Методические рекомендации учитывают особенности представления сведений лицами, замещающими публичные должности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области
    и Херсонской области, а также отдельными категориями лиц в связи с проведением специальной военной операции.
  2. В Методических рекомендациях предлагается определенная иерархия организации работы по оказанию консультативной и методической помощи
    в представлении сведений.
  3. В пункте 20 Методических рекомендаций подчеркнуто,
    что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности представить сведения в рамках декларационной кампании, по общему правилу, являются правоотношения, имеющиеся на 31 декабря отчетного года.
  4. Отмечено, что уточненные сведения за предыдущие декларационные кампании не представляются, но в рамках текущей декларационной кампании
    к сведениям могут быть приложены применимые пояснения (пункт 37 Методических рекомендаций).
  5. В пункте 44 Методических рекомендаций отдельно указаны полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в регулировании вопросов невозможности представления сведений отдельными категориями лиц.
  6. Указана необходимость оценки использования актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК" на дату представления сведений.
  7. В пункте 53 Методических рекомендаций обращено внимание
    на ситуации, получения денежных средств от реализации товаров (работ или услуг) и одновременном их распоряжении в пользу третьих лиц.
  8. Актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом для целей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также перечень денежных средств, которые не являются таким доходом.
  9. Учитывая возникающие на практике вопросы повторно отмечаем,
    что доход от операций с ценными бумагами выражается в величине суммы финансового результата.
  10. Уточнены положения Методических рекомендаций, касающиеся цифровых финансовых инструментов.
  11. В пункте 181 Методических рекомендаций акцентировано внимание
    на особенностях владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.
  12. Положения Методических рекомендаций в целом актуализированы
    с учетом изменений нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

Ссылка на методические материалы, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России:

https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9

Ссылка на специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»:

https://gossluzhba.gov.ru/anticorruption

Дата создания: 14.08.2019 12:30

Дата последнего изменения: 07.05.2023 16:10

На главную страницу